Я=ЧЕЛОВЕК / УРОКИ

перейти на сайт Гимназии №10 ЛИК
ПУТИ ДВИЖЕНИЯ

шаг назадна главнуюшаг вперед

УРОКИ:
 Урок-беседа "Толерантность"
 Урок "Искусство общения"
 Урок для родителей "Вежливость"
• нов. Толерантная и интолерантная личность

Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия

Л. Трубина, педагог-психолог, средней школы №30, г. Старый Оскол

Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.

Толерантность -  это: 
сотрудничество, дух партнерства;
отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;
терпимость к чужим мнениям;
признание своего равенства с другими.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

расположенность к другим людям
снисходительность
терпение
чувство юмора
чуткость
доверие
альтруизм
терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.)
умение владеть собой
доброжелательность
умение не осуждать других
гуманизм
умение слушать собеседника
любознательность
способность к сопереживанию.

(Этот перечень черт нужно написать на доске, так как ученики будут обращаться к нему, выполняя упражнения)

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от. Этих отличий довольно много.

1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между "Я-идеальным" (представление о том, каким бы я хотел стать) и "Я-реальным" (представление о том, какой я есть), чем у ин-толерантного человека, у которого оба "Я" практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

6. Способность к эмпатии. Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

В вводном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т.е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.

7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

8. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Для закрепления теоретического материала можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения.

Упражнение 1. "Черты толерантной личности"

Цели: закрепить полученные знания школьников о чертах толерантной личности; дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности.

Инструкция: сначала поставьте знак "+" напротив тех трех черт (они написаны на доске), которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Знак "-" - напротив трех черт, которые у вас наименее выражены, и знак "*" - напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Затем ведущий работает с перечнем черт толерантной личности, написанным на доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил "*" первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупловым представлением.
  2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Упражнение 2. "Волшебная лавка"

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения. Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. (Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении: их перечень записан на доске.)

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько "вещей", которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены как цифра "О" у него в опроснике, т.е. слабо выражены у данного участника.) Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

.:

АФОРИЗМЫ
Давайте согласимся иметь разногласия.

Роберт Люьис Стивенсон .:

Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать.

Вольтер .:

Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими.

Хенрик Ягодзиньский .:

© МОУ Гимназия №10 "ЛИК", г.Невинномысск, Ставропольский край