Я=ЧЕЛОВЕК / ТЕОРИЯ

перейти на сайт Гимназии №10 ЛИК
ПУТИ ДВИЖЕНИЯ

шаг назадна главнуюшаг вперед

ТЕОРИЯ:
• Толерантность в условиях современного мира
 Социальные аспекты толерантности
• Толерантность в свете глобализации современного мира
 Уроки общения
• нов. Толерантность как фактор профессионального нестарения учителя
• нов. Значение толерантности

Толерантность в свете глобализации
современного мира

Проблема толерантности во второй половине XX века обрела международный характер, так как ее положительное решение позволяет развязать нити многочисленных международных и внутристрановых конфликтов. Достижение компромиссов в диалоге конфликтующих сторон невозможно без определенного уровня взаимной терпимости, признания права другого.

Суть процесса глобализации состоит в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и конфликтов и безопасности.

Рассмотрим подробно положительные и негативные моменты глобализации современного мира сточки зрения создания благоприятных условий для создания системы толерантных социальных отношений как между государствами, так и внутри последних.

Глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур, но уже небезопасны как для конкретных социальных субъектов, так и для мира в целом. Налицо повторение ситуации, возникшей в Новое время в период кровопролитных религиозных войн в Европе, выходом из которой стала легитимация толерантности.

Усиление взаимозависимости человечества, осознание ответственности за его дальнейшую судьбу, четко проявившиеся в процессе глобализации современного мира, безусловно, способствуют формированию культуры толерантности.

Однако именно процессы глобализации в немалой степени затрудняют переход к принципиально новому типу международных отношений, базирующихся на принципе толерантности.

"Конфликт между государствами, принадлежащими" истории, "будет по-прежнему возможен". Более того, по мнению Фукуямы, "сохранится высокий и даже все возрастающий уровень насилия на этнической и националистической почве, поскольку эти импульсы не исчерпают себя и в постисторическом мире. Палестинцы и курды, сикхи и тамилы, ирландские католики и валлийцы, армяне и азербайджанцы будут копить и лелеять свои обиды. Из этого следует, что на повестке дня останутся и терроризм, и национально-освободительные войны".

Несмотря на такой неутешительный прогноз, общий вывод в целом достаточно оптимистичен: "Однако для серьезного конфликта нужны крупные государства, все еще находящиеся в рамках истории; а они-то как раз и уходят с исторической сцены".

Одним из парадоксов глобализации, направляемой западным миром, является следование принципу демократии, плюрализма и толерантности внутри стран Запада, с одной стороны, и следование принципам господства, монизма и нетерпимости во взаимоотношениях с незападными странами, с другой стороны.

Иными словами, в качестве универсальных принципов человеческого сообщества предлагаются принципы либеральной демократии, следование которым обеспечивает безопасность западного мира (прежде всего США), а отнюдь не всему человечеству. Однако эти принципы не находят понимания в немалой части мира, что вызы­вает реакцию навязывания их силой незападным государствам. Отсюда понятно, что «столкновение цивилизаций» действительно выглядит неизбежным, и мир может быть принесен в жертву нетленным принципам западной цивилизации. Недаром один из госсекретарей США заявлял, что "есть вещи поважнее, чем мир".

Единственным выходом из нынешнего тупика, по убеждению большинства социальных мыслителей, является переход к новому типу социальных отношений, основанному на принципах плюрализма, толерантности и сотрудничества. Как справедливо отметил американский ученый Л. Айзенберг, "идея братства не нова, но отличительным для нашего времени является то, что братство превратилось в условие выживания"

.:

АФОРИЗМЫ
Любите, но не требуйте любви к себе.

С. Саровский .:

Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души.

Преподобный Иоанн Лествичник .:

ЛЮБОВЬ
Любовь — это странная штука,
Любовь сюрпризов полна,
Любовь — это часто разлука,
Любовь — это часто судьба.

Катя Трутнева .:

© МОУ Гимназия №10 "ЛИК", г.Невинномысск, Ставропольский край