Я=ЧЕЛОВЕК / ТЕОРИЯ

перейти на сайт Гимназии №10 ЛИК
ПУТИ ДВИЖЕНИЯ

шаг назадна главнуюшаг вперед

ТЕОРИЯ:
• Толерантность в условиях современного мира
 Социальные аспекты толерантности
 Толерантность в свете глобализации современного мира
 Уроки общения
• нов. Толерантность как фактор профессионального нестарения учителя
• нов. Значение толерантности

Толерантность как фактор профессионального нестарения учителя

Толерантность. Взгляд-Поиск-Решение. Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова

В течение жизни человек общается с различными людьми, особенно это разнообразие человеческих характеров проявляется в профессиональной деятельности. Реальность труда учителя с позиции толерантности представляет три аспекта рассмотрения: личность учителя, обладающего толерантными качествами, проявления толерантности в профессиональной деятельности и реализации принципов толерантности в педагогическом обществе. Все три аспекта в единстве являются предпосылкой, средством и результатом формирования толерантности подрастающего поколения.

Толерантный учитель, педагог:
  • осознает, что его воспринимают как образец для подражания;
  • осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;
  • поощряет творческие подходы к решению проблем;
  • содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;
  • учит мыслить критически и умеет ценить позиции других;
  • ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.

Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих учениках.

Вся жизнь - это смена эпизодов неустойчивости и стабильности. Выделим особенности уравновешенного учителя.

Планы рассмотрений Характеристика уравновешенности человека
Физический обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости
Аффективный устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью
Социальный способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения, в общении не прибегает к манипулированию
Интеллектуальный обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем
Нравственный обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения, принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм, обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ
Личностный оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен и реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе, обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой

Если данная характеристика соответствует вашему представлению о себе, то вы относитесь к той части педагогов, психическое состояние которых можно считать великолепным. Если это не совсем ваше описание, вы относитесь к основной части людей, которые составляют категорию "обычных" и характеризуются поведением невротического типа, но уживаются со своими недостатками.

Напряженными для педагога могут быть ситуации:

1) взаимодействие учителя с учащимися, связанными с нарушением дисциплины на уроке, игнорированием педагогических требований отдельными учащимися, задаваемыми вопросами, конфликтными ситуациями.

2) взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках.

3) взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождениями в оценке ученика педагогом и родителями, снижение внимания со стороны родителей к воспитанию детей.

Психологи утверждают, что только человек, находящийся в психологически комфортном состоянии может оказывать позитивное воздействие на других. В случае определенного расхождения внутреннего, душевного состояния и внешне декламируемых принципов наступает нарушение гармонизации личности, которая будет проявляться в общении с окружающими людьми (коллегами, учащимися, администрацией, родителями) и вызывать потребность в защитных механизмах.

Одним из важнейших качеств, определяющих профессиональную компетентность педагога, является уровень общительности.

Личностные установки и принципы толерантного учителя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, эмпатическое понимание, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учащихся. В этом случае следует говорить о профессиональной компетентности преподавателя, состоящей не только во владении знаниями, умениями и методикой преподавания своего предмета, но и способности находить оптимальные пути эффективного взаимодействия с учащимися на уроке и во внеурочное время на основе сотрудничества. Роль учителя и педагога в воспитании толерантной личности учащихся является ведущей. Она подразумевает подготовку педагогических работников к реализации воспитания толерантности, уважения прав человека и демократии.

.:

АФОРИЗМЫ
Вся наша жизнь - это хождение по коллективам.

А. Петровский .:

Личностью является человек, обладающий определенным творческим потенциалом.

В.В.Давыдов .:

Управлять собой - значит преодолеть иллюзию атрибуции.

Р.М. Грановский .:

Счастлив тот, кто устроил свое существование так, что оно соответствует его характеру.

Ф. Гегель .:

© МОУ Гимназия №10 "ЛИК", г.Невинномысск, Ставропольский край