Я=ЧЕЛОВЕК / ТЕОРИЯ

перейти на сайт Гимназии №10 ЛИК
ПУТИ ДВИЖЕНИЯ

шаг назадна главнуюшаг вперед

ТЕОРИЯ:
• Толерантность в условиях современного мира
 Социальные аспекты толерантности
 Толерантность в свете глобализации современного мира
 Уроки общения
• нов. Толерантность как фактор профессионального нестарения учителя
• нов. Значение толерантности

Значение толерантности

Толерантность. Взгляд-Поиск-Решение. Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова (психология для педагога)

Прежде всего, узнаем, что представляет собой понятие "толерантность" и в каких значения оно употребляется. В переводе с латинского ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerant) означает ТЕРПЕНИЕ. Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то найдем три слова, близкие по значению: "терпение", "терпеть" и "терпимость". Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой - как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть - 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мирится с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верования, поведению.

Именно терпение считается одним из значимых качеств учителя. Но всегда ли педагог толерантен? Толерантный учитель - это миф или реальность? Не правда ли до боли знакомые фразы, половицы и поговорки:

не терпит возражений
он не любит, а только терпит
дело не терпит
терпеть не могу этого человека
стерпится, слюбится
время терпит
терпеть поражение
вывести из терпения
не терпится сказать
запастись терпением
Бог терпел и нам велел
терпение и труд все перетрут
на всякое хотение есть терпение
терпение - лучшее спасение
без терпения нет умения

Действительно, в педагогической работе как, пожалуй, ни в какой другой необходимо много терпения, а то ведь ученики могут из него вывести, что неприятно и даже небезопасно для самого человека и окружающих.

Первое значение толерантности связано с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань трактовки этого многозначного понятия.

Второе значения включает в себя аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Под адаптацией подразумевают отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

СЛОВАРЬ

Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Социально-психологическая адаптация человека является условием и показателем его успешности. Она определяет возможности человека осваивать социально-культурные и морально-нравственные нормы поведения: необходимость подчиняться определенным требованиям при установлении и налаживании взаимоотношений с другими людьми, учитывая желание и стремление других. То есть адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных средств саморегуляции. Можно заключить, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека.

Третье значение толерантности связано с устойчивостью: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Четвертое включает понятие допущения, позволения. Быть толерантным означает допускать, что есть люди, отличные от нас по многим факторам, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы, что другие способны на иные эмоциональные способы реагирования, то есть признание самого факта многообразия. Но данная трактовка может быть связана с определенным безразличием к особенностям других и пассивным терпением.

Пятое значение - толерантность как принятие. В отличие от допущения принятие характеризуется направленностью на другого. Принятие является условием продолжения взаимодействия.

Шестое - представляет толерантность как стремление человека достичь понимания с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это своего рода активное принятие многообразия, результатом которого становится взаимопонимание, включая помощь, содействие, сотрудничество, разъяснение и диалог.

Все перечисленные взгляды на толерантность можно условно представить в графической форме: в центре находится толерантность, от которой, как векторы, отходят два полюса: агрессивность и безразличие (рис. 1)

рис. 1

Установка на толерантность

На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

СЛОВАРЬ

Установка - готовность, предрасположенность определенным образом, воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним.

Наши толкования и оценки внешнего мира основываются на установках, складывающихся в результате поспешных и недостаточно обоснованных выводов из некоторых фактов личного опыта либо некритического усвоения стереотипов мышления, стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает условия для постепенного складывания фиксированных установок, которые неприметно для человека и определяют его жизненную позицию в целом ряде случаев, и служат ориентиром в ситуациях взаимодействия.

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью, окончательную форму они приобретают к концу юношеского возраста, а "выкристаллизовываются" к 25-30 годам, после чего меняются с большим трудом. Поговорка "Старого учить - что мертвого лечить" имеет определенный психологический смысл.

Установки, которых мы придерживаемся по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям, людям, определяют наши положительные и отрицательные эмоции, наши реакции и поведение. Они могут носить позитивный, толерантный характер или негативный характер предубеждения и предвзятости.

Установки школьников по отношению к учителям проявляются в форме некритического восприятия информации. Идет абсолютная вера в то, что учитель компетентен в преподносимых знаниях. Кстати данная установка часто сохраняется у взрослых людей, которые сами выступают в роли учеников.

Студенты педагогического факультета строительного института проходили практику в техникуме, заменяя на уроках преподавателей. На одном из открытых уроков студент-практикант перепутал размеры железобетонных конструкций, но не подал виду. Присутствовавшие на уроке другие студенты недоуменно переглядывались между собой, посматривая на реакцию работающего в данном техникуме штатного педагога. Было видно, что эта женщина внимательно следила за процессом обучения, делая заметки в тетради. Она явно понимала, что сама, объясняя данную тему, дает иные габариты конструкций. Однако установка на то, что студенты, обучающиеся в современных условиях, владеют новой информацией, в отличие от ее, возможно, уже устаревшей, сыграла свою роль. При обсуждении проведенного занятия педагог не высказала собственных сомнений.

Предубеждения, вызванные обстановкой дискриминации отдельных людей или групп, характерны для поведения и мышления расистов. Причем сам человек не всегда осознает, что предубежден, а рассматривает результаты своего поведения как следствие объективных оценок известных ему фактов. Иногда неосознанная установка вступает в очевидное противоречие с каким-то неоспоримым фактом, однако это не становится для человека основанием для ее изменения.

Человек постоянно находится в ситуациях непрекращающегося общения и подвергается влиянию педагогов, друзей, семьи, коллег по работе, средств массовой информации, пытающихся осознанно или бессознательно сформировать или изменить его установки, а он в свою очередь оказывает влияние на других или изменяет собственное восприятие фактов с тем, чтобы сохранить соответствие между ними и своим поведением. Изменится установка или нет, зависит от многих факторов, связанных с возрастом, особенностями человека, содержанием информации и эмоциональностью ситуации. Человек стремится сохранить гармоничное равновесие в самом себе и в отношениях с другими людьми, избегая таких факторов, которые привели бы к нарушению и конфликтам между поведением и внутренними мотивами.

Все новое, что встречается человеку в его деятельности и затрудняет принятие решения, заставляет его осознать возникшие трудности. Это осознание способствует нахождению нового регулирования поведения или способа решения задачи.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, а вызываемое ими поведение не всегда понятно для самого человека и окружающих. Но в принципе большинство из происходящих внутренних процессов могут стать осознанными (исключение составляют переживания, подавляемые самим сознанием, против которых оно выдвигает мощные барьеры). В отдельных случаях, когда человеку нужно разобраться в своей позиции по отношению к другому и сформулировать ее, необходимо определить собственные убеждения и установки, проанализировать поведение и деятельность. Можно предположить, что установки определяют степень человеческой толерантности, подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости выработки и реализации процедур согласия, причем речь не идет об отказе от собственных взглядов и убеждений. Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации.

.:

АФОРИЗМЫ
Мы осознаем свои мысли в миру нашего неумения приспособиться.

Э. Клапаред .:

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон .:

Кто двигается вперед в знании, но остается в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед.

Аристотель .:

© МОУ Гимназия №10 "ЛИК", г.Невинномысск, Ставропольский край